Воздушное или водяное охлаждение лодочного мотора — что лучше?

Лодочный мотор представляет из себя классический двух или четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Двигатели внутреннего сгорания, или сокращенно ДВС, требуют постоянного снижения температуры, в противном случае они выходят из строя. Существуют два типа охлаждения ДВС: воздушный и водяной. Каждый из них имеет ряд конструктивных особенностей, достоинства и недостатки которые ведут к получению тех или иных преимуществ исходя из особенностей эксплуатации лодочного двигателя.
Особенности водяного и воздушного охлаждения
Водяное снижение температуры мотора у лодки устроено по схожему принципу — циркуляция охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения двигателя, но обладают рядом отличий. Главное отличие, в том что система водяного охлаждения лодочного мотора представляет из себя систему открытого типа. Забортная вода при помощи помпы по специальному трубопроводу прокачивается через рубашку двигателя и требующих уменьшения температуры агрегатов и выбрасывается наружу, образуя хорошо заметный фонтан. Также в современные лодочные ДВС имеют термостат для поддержания температуры на оптимальном уровне. Конструкция предельно простая и эффективная.
Водяную систему считают крайне эффективной, и поэтому она позволяет использовать более сложные узлы и агрегаты, которые невозможно установить при использовании воздушного охлаждения, так как такой ДВС будет постоянно перегреваться. Исходя из этого лодочные моторы отличаются по ряду преимуществ:
- возможность переключения скоростей для регулировки мощности и повышения проходимости и минимизации расхода топлива;
- наличие реверса;
- запас хода ограничен лишь объемом заправленного топлива и не зависит от температуры окружающей среды;
- повышенная мощность;
- стабильная мощность;
Как это обычно бывает, из достоинств конструкции проистекают ее недостатки:
- Главным недостатком лодочных ДВС с водяной системой естественно является цена. Связано это не с тем, что водяная система намного дороже воздушной, а с тем, что по определению используется в более сложных и дорогих конструкциях.
- Водяная система снижения температуры лодочного мотора, требует периодического обслуживания. Так как система черпает грязную забортную воду, она засоряется и ее необходимо промывать. Также выходит из строя термостат, что приводит к неправильному температурному режиму работы.
Вторым вариантом мотора для лодки, является двигатель с воздушным уменьшением температуры. Такие двигатели производятся массово, выделяются своей доступностью и популярностью так, как являются конструктивно похожими на подобные элементы от мотокосы, производство которых давно освоено и отработано.
Несмотря, на кажущуюся простоту, такие лодочные моторы отличаются рядом неоспоримых преимуществ:
- малый вес конструкции;
- малый расход топлива;
- такие вариации дешевые и разнообразные по конструктивным особенностям, покрывают большое количество рыночных ниш.
Но и имеют свои недостатки:
- Отсутствие регулировки скоростей и реверса.
- Нестабильность в расходе топлива, обусловленная предыдущим пунктом.
- Ограничение на время работы из-за перегрева, зависимость от погодных условий.
- Зависимость мощности от температуры.
- Шумность из-за отсутствия глушителя.
Впрочем, недостатки обычно компенсируются ценой, и лодочный ДВС с воздушным охлаждением вполне способен решать ряд задач.
Какой тип охлаждения лучше выбрать?
В условиях когда бюджет ограничен, а ключевой целью лодки остается плавание по небольшим неглубоким водоемам, лучшим из возможных останется двигатель с воздушной системой охлаждения. В таком случае это будет разумный и обоснованный выбор, который поможет вам сэкономить и получить пользу от каждой вложенной копейки.
Также на мотор с воздушной системой снижения температуры стоит обратить внимание, когда грузоподъемность лодки ограничена, и вы не планируете ее загружать так что она просядет ниже ватерлинии. В остальных случаях, стоит приобрести мотор с двигателем водяного охлаждения.