Воздушное или водяное охлаждение лодочного мотора — что лучше?

7 марта 2023
flinc-shop

Лодочный мотор представляет из себя классический двух или четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Двигатели внутреннего сгорания, или сокращенно ДВС, требуют постоянного снижения температуры, в противном случае они выходят из строя. Существуют два типа охлаждения ДВС: воздушный и водяной. Каждый из них имеет ряд конструктивных особенностей, достоинства и недостатки которые ведут к получению тех или иных преимуществ исходя из особенностей эксплуатации лодочного двигателя.

Особенности водяного и воздушного охлаждения

Водяное снижение температуры мотора у лодки устроено по схожему принципу — циркуляция охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения двигателя, но обладают рядом отличий. Главное отличие, в том что система водяного охлаждения лодочного мотора представляет из себя систему открытого типа. Забортная вода при помощи помпы по специальному трубопроводу прокачивается через рубашку двигателя и требующих уменьшения температуры агрегатов и выбрасывается наружу, образуя хорошо заметный фонтан. Также в современные лодочные ДВС имеют термостат для поддержания температуры на оптимальном уровне. Конструкция предельно простая и эффективная.

Водяную систему считают крайне эффективной, и поэтому она позволяет использовать более сложные узлы и агрегаты, которые невозможно установить при использовании воздушного охлаждения, так как такой ДВС будет постоянно перегреваться. Исходя из этого лодочные моторы отличаются по ряду преимуществ:

  • возможность переключения скоростей для регулировки мощности и повышения проходимости и минимизации расхода топлива;
  • наличие реверса;
  • запас хода ограничен лишь объемом заправленного топлива и не зависит от температуры окружающей среды;
  • повышенная мощность;
  • стабильная мощность;

Как это обычно бывает, из достоинств конструкции проистекают ее недостатки:

  1. Главным недостатком лодочных ДВС с водяной системой естественно является цена. Связано это не с тем, что водяная система намного дороже воздушной, а с тем, что по определению используется в более сложных и дорогих конструкциях.
  2. Водяная система снижения температуры лодочного мотора, требует периодического обслуживания. Так как система черпает грязную забортную воду, она засоряется и ее необходимо промывать. Также выходит из строя термостат, что приводит к неправильному температурному режиму работы.

Вторым вариантом мотора для лодки, является двигатель с воздушным уменьшением температуры. Такие двигатели производятся массово, выделяются своей доступностью и популярностью так, как являются конструктивно похожими на подобные элементы от мотокосы, производство которых давно освоено и отработано.

Несмотря, на кажущуюся простоту, такие лодочные моторы отличаются рядом неоспоримых преимуществ:

  • малый вес конструкции;
  • малый расход топлива;
  • такие вариации дешевые и разнообразные по конструктивным особенностям, покрывают большое количество рыночных ниш.

Но и имеют свои недостатки:

  1. Отсутствие регулировки скоростей и реверса.
  2. Нестабильность в расходе топлива, обусловленная предыдущим пунктом.
  3. Ограничение на время работы из-за перегрева, зависимость от погодных условий.
  4. Зависимость мощности от температуры.
  5. Шумность из-за отсутствия глушителя.

Впрочем, недостатки обычно компенсируются ценой, и лодочный ДВС с воздушным охлаждением вполне способен решать ряд задач.

Какой тип охлаждения лучше выбрать?

В условиях когда бюджет ограничен, а ключевой целью лодки остается плавание по небольшим неглубоким водоемам, лучшим из возможных останется двигатель с воздушной системой охлаждения. В таком случае это будет разумный и обоснованный выбор, который поможет вам сэкономить и получить пользу от каждой вложенной копейки.

Также на мотор с воздушной системой снижения температуры стоит обратить внимание, когда грузоподъемность лодки ограничена, и вы не планируете ее загружать так что она просядет ниже ватерлинии. В остальных случаях, стоит приобрести мотор с двигателем водяного охлаждения.