Выбираем мотор для надувной лодки ПВХ

3 марта 2010
flinc-shop

Какой мотор лучше выбрать: 4-тактный или 2-тактный?

Все зависит от того, что для Вас более важно — экономия на расходе топлива, минимальный вес для удобства обращения, цена, удобства при эксплуатации.

4-тактники 

Преимущества: 

  • Расход топлива на 22-25% меньше по сравнению с 2-тактными двигателями той же мощности.
  • Больше упор на швартовых, т.е. меньше чувствительность к весу лодки и груза.
  • Работают тише и ровнее на низких оборотах по сравнению с 2-тактными подвесными двигателями, хотя эта разница в новых моделях 2-тактников все менее ощутима.
  • В бак заливается чистый бензин (не нужно готовить смесь бензина с маслом)

Недостатки:

  • больше вес
  • габариты
  • цена по сравнению с 2-тактными моторами той же мощности

2-тактники

Преимущества:

  • меньше вес, габариты и цена по сравнению с 4-тактными двигателями той же мощности
  • выше приемистость на легкой лодке
  • высокая транспортабельность.
  • после выработки топлива в карбюраторе двигатель сухой

Недостатки:

  • больше расход топлива
  • уступают 4-тактникам по экологическим показателям

Как вычислить расход топлива подвесного бензинового двигателя?

Расход зависит от мощности двигателя, его конструкции и технического состояния. Для новых двигателей он несколько меньше указанных ниже цифр. Для 2-тактных моторов расход определяется из расчета до 350 мл бензина в час на 1 лошадиную силу (л.с.) мощности двигателя. Для 4-тактных моторов расход определяется из расчета до 250 мл бензина в час на 1 л.с. мощности двигателя. Например: мощность Вашего 2-тактного двигателя 10 л.с. Тогда его потребление равно 10 х 0,350=3,5 л/час.

Термины и сокращения принятые по лодочным моторам

Длина дейдвуда двигателя

Этот термин означает то, что обычно называют «длиной ноги» двигателя. Для нормального движения лодки важно, чтобы длина дейдвуда двигателя соответствовала высоте транца Вашей лодки. Если длина дейдвуда двигателя недостаточна для данной лодки, гребной винт двигателя будет захватывать воздух, возникает кавитация, толкающее усилие значительно снижается, возможен перегрев двигателя, выход из строя клапанов. Если, наоборот, двигатель чересчур низко «сидит» по отношению к уровню днища лодки (т.е. к основной плоскости лодки, ОП), также падает эффективность толкающего усилия. Среди производителей лодок и двигателей принято поддерживать следующие размеры транца и длины дейдвуда двигателей: 15" (381 мм), 20" (508 мм), 25" (635 мм), 30" (732 мм).

Центробежная муфта сцепления на портативных моторах. До тех пор, пока обороты холостого хода не достигнут некоторой граничной величины, муфта не включает гребной винт в зацепление, винт и лодка неподвижны. Как только Вы, добавив газа, превысите эту величину, муфта автоматически включает гребной винт. Это позволяет сымитировать наличие нейтральной передачи. Для остановки вращения гребного винта и остановки лодки Вам не нужно глушить двигатель, достаточно только сбросить газ до определенного уровня, когда муфта выведет винт из зацепления.

F-N-R

Эти символы означают, что двигатель имеет передачи: вперед (передний ход), нейтраль (передача выключена) и реверсную (задний ход) 360°. Эти символы означают, что двигатель имеет исключительную возможность совершать маневры — при рулении румпель можно поворачивать по полному кругу, т.е. для совершения заднего хода не нужно переключать передачи, достаточно на 180° повернуть румпель.

Power Trim (PT)

Эта функция двигателя означает, что он оборудован механизмом, который нажатием кнопки, без усилий, позволяет откидывать двигатель из воды и плавно регулировать наклон двигателя в диапазоне примерно 20° для настройки оптимального дифферента лодки, чтобы она не «рыла» носом воду, или, наоборот, не выпрыгивала из воды (дельфинирование). Откидывание двигателя из воды обозначают термином Tilt, а тонкую настройку дифферента лодки наклоном двигателя — термином Trim. Система Power Trim and Tilt представляет значительное удобство при обращении с двигателями, у которых из-за их веса подъем и регулировка наклона требует ощутимых физических усилий. Кроме того, она позволяет добиться оптимального, самого экономичного движения. Разные производители по разному решают эту систему. Для двигателей Honda, например, Trim лежит в пределах от 4° до +12° а Tilt — -67°

Gas Assist Tilt

Эта функция двигателя означает, что он оборудован газовым компенсатором (поршень в цилиндре, заполненном газом; газ является как бы пружиной в сжатом состоянии). В вертикальном положении двигателя газ находится в сжатом состоянии, и при откидывании двигателя помогает поднимать его. Для двигателей, у которых вес уже требует ощутимых физических усилий для откидывания и регулирования наклона двигателя при движении по мелководью, Gas Assist Tilt обеспечивает более комфортное обращение с двигателем. Итак, система Gas Assist Tilt облегчает ручное регулирование наклона при движении по мелководью и полный подъем двигателя из воды для его защиты.

High Thrust

Эта функция присуща некоторым 4-тактным двигателям Yamaha (такие двигатели имеют перед кодом модели символы FT). Это моторы с повышенными тяговыми характеристиками, специально предназначенные для водоизмещающих лодок, парусников, рыбацких и рабочих лодок. Это двигатели для тех, кому более важна мощность, хорошее тяговое усилие и маневренность, чем высокие скорости. Это результат применения запатентованного Yamaha гребного винта Dual-Thrust на моделях FT8, FT9,9 и FT25. Он обеспечивает полное тяговое усилие и на переднем ходу и на реверсе, что позволяет без усилий маневрировать при движении против течения. Еще одно преимущество — особая, высокомощная система зарядки аккумулятора, поддерживающая полную зарядку батареи даже при длительных переходах с работой мотора на низких оборотах.

Counter Rotating (лев. вращ. — левосторонее вращение гребного винта мотора)

Обычно, при установке на лодке «спарки» (пары) моторов с гребными винтами правого вращения (по часовой стрелке), лодку всегда тянет влево, что делает управление лодкой более тяжелым, особенно на высоких скоростях. Для решения этой проблемы производители моторов предлагают некоторые модели моторов с левосторонним вращением (против часовой стрелки) гребного винта. Будучи установленными в паре с обычным мотором, они обеспечивают полное устранение подобного поведения лодки.

Oil Injection System (OI)

Система автоматической смазки, она актуальна только для 2-тактных моторов. Назначение системы:

  1. Избавить Вас от необходимости предварительного приготовления топливной смеси вручную (смешивания масла и бензина в установленной пропорции)
  2. Уменьшить потребление масла
  3. Избежать образования нагара в моторе от излишнего содержания масла в топливной смеси

Двухтактник с OI оборудован встроенным масляным баком. К мотору подсоединяется топливный бак с бензином. Масляный насос системы OI в зависимости от оборотов сам подает прямо в топливопровод необходимое точно дозированное количество масла, обеспечивая строгое соответствие количества подаваемого масла потребностям смазки мотора. Это позволяет достичь поставленных целей. На Ямахах, к примеру, автоматической системой смазки оборудованы все моторы с электрозапуском, начиная с 30 л.с. и выше (за исключением СV-моделей).

DOI (моторы Mercury Optimax)

Это вариант системы автоматической смазки, которая в отличие от систем прямого впуска (OI) осуществляет двухступенчатый процесс подачи топлива. Порция воздуха под давлением в 80 psi смешивается с топливом и впрыскивается в камеру сгорания, образуя мелкодисперсную смесь с большей контактной поверхностью. Результат — более полное сгорание топлива. Благодаря этому значительно снижается уровень выхлопа, такие двигатели очень экологичны, и самое главное, радуют Вас весьма экономным расходом топлива. В среднем экономия на 45% и до 80% на холостом ходу. Эта система подачи топлива реализована на 2-тактных моторах фирмы Mercury в моделях, имеющих в названии обозначение Optimax.

www.flinc-shop.ru

BoatMaster © 2005