Тест «Boatmaster 300HF»

,27 ноября 2009

Эгоист на воде - «Boatmaster 300»


— Здесь нет проезда! Вы что — знака не видите? — настойчиво спрашивал остановивший нас инспектор ГИБДД, когда я повернул на нужную дорожку, идущую вдоль набережной, при въезде на которую действительно висел знак «сквозной проезд запрещен».
— Да я, собственно, и не собираюсь здесь насквозь проезжать. Мы на тест — драйв лодки едем, вот мотор и спасательные жилеты на заднем сидении лежат! Нас ждут уже там.
— Какая лодка? Вон, какие льдины по реке плавают! — удивился инспектор.
— Ага, плавают! — согласился я с ним — Но здесь их на Неве меньше всего.
— Ладно, проезжайте… И вот еще что — удачи на воде вам, ребята! — Сказал инспектор и вернул мне документы на машину.

Чтобы понять, для чего мы с коллегой оказались в начале апреля в Санкт — Петербурге на набережной реки Невы, да еще с таким «джентльменским» набором на заднем сидении автомобиля, необходимо представить главного «виновника» этого мероприятия — лодку «BoatMaster 300», которая теперь целиком и полностью производится под контролем компании «FLINC».
Вкратце приведу основные технические характеристики: Модель «Boat Master 300» является гребной лодкой с двумя надувными баллонами (носовым и кормовым) и заявленной производителем грузоподъемностью до 220 кг, что автоматически делает необязательной ее регистрацию в ГИМСе. Но, тем не менее, наличие навесного транца предполагает возможность установки ПЛМ с максимальной мощностью до 3,5-х л.с. И если будущий владелец предполагает наличие комплекта лодка + мотор, то в этом случае ему все равно придется пройти процедуру регистрации, получения номеров и удостоверения на право управления маломерным судном. Данная модель имеет длину 3 м, ширину 1.3 м и может комплектоваться двумя видами пола — жесткий пол «книжка» без стрингеров и «air deck» — надувной пол высокого давления. В комплекте с жестким полом ее вес составляет 24 кг. Что касается веса лодки с air deck, то производитель не сообщил точных цифр, но думаю, что можно смело отнять вес фанерного пола, а это верные 4,5-5 кг. Лодка упаковывается в штатную сумку-рюкзак для переноски и хранения, габариты которой показались мне немного великоватыми, однако немного позже я изменил свое отношение к этому моменту.
Когда лодка была распакована и приведена полностью в рабочее состояние с помощью электропомпы (на что ушло не больше 12 минут времени и силы только одного человека) мною был произведен ее тщательнейший осмотр на предмет аккуратности исполнения. И здесь надо сказать, что слияние компаний принесло свои осязаемые улучшения. Во-первых, теперь все лодки «BoatMaster» изготовляются только из германской ПВХ-ткани «Heytex», которая считается одним из лучших материалов для производства надувных лодок. Во-вторых, изменения коснулись и некоторых аксессуаров внутри лодки. Так, теперь здесь появились так называемые «плавающие» крепления банок, которые позволяют свободно перемещать их вдоль бортов на нужное расстояние, изменились уключины, которые стали более легкими и удобными. Появилось новое крепление навесного транца. Что касается общей аккуратности исполнения, то здесь мною не было замечено никаких недоработок. Более того, все швы и соединения ткани были исполнены, что называется, «на совесть», и нигде не наблюдалось морщин и торчащего из-под швов клея, что уже само по себе говорит о высокой культуре производства. Но что особенно мне понравилось, когда лодка была уже готова к спуску на воду — так это ее внешний вид! От плавных линий немного приподнятого носа и скругленной кормы «Boat Master-а» прямо-таки веяло какой то, в буквальном смысле, монументальной надежностью, что в принципе неудивительно, ведь диаметр его баллонов составляет ни много ни мало, 40 см. А если учесть, что такой показатель диаметра весьма редко встречается на таком размере даже у моторных надувных лодок, не говоря уже о простых гребных, то сравнения с монументом здесь будут явно к месту. Однако настало время «торжественного» спуска. Два человека, взявшись за ручки для переноски, которые находятся здесь на носу и корме, без усилий поднесли ее к высокому берегу Невы и сбросили на воду. Так как «BoatMaster 300» является прежде всего гребной лодкой, то и первые испытания ее следует проводить именно в этом амплуа, для чего я забрался в кокпит и, отстегнув весла из держателей, сделал несколько гребков на стремнину. Первое, на что я сразу же обратил внимание при этом нехитром, на первый взгляд, занятии, стало то, насколько послушно, легко и в то же время плавно «BoatMaster» ведет себя под веслами. Даже не имея надувного киля, эта лодка весьма уверенно держит заданный гребцом курс. Необходимо отметить высокую, из-за большого диаметра баллонов, посадку, весьма несвойственную для большинства обычных гребных надувных лодок. А это значит, что даже при длительном нахождении внутри кокпита у пассажиров не будут затекать ноги. Более того — несмотря на то, что я являюсь противником «плавающих» банок на моторных надувных лодках, здесь они показались мне уместными, так как позволяют гребцу самостоятельно регулировать свое местоположение и максимально использовать внутреннее пространство кокпита, а минимальные нагрузки сводят к минимуму риск их произвольного смещения при движении. При этом надо отметить, когда я находился в лодке один, этого пространства мне с лихвой хватало, чтобы при росте 188 см чувствовать себя в ней по-настоящему комфортно. Даже больше — по старой привычке мерить такие вещи с точки зрения целесообразности я уже точно знал, где в случае чего в этой лодке окажутся мои охотничьи и рыболовные снасти и принадлежности, а так же палатка, собака и запас продовольствия минимум на неделю. Встав на складной пол, я не ощутил никаких неприятных ощущений.

Стоя на нем можно спокойно ловить на спиннинг взаброс. Но настало время испытать эту лодку под мотором, для чего у нас имелся подвесной двухтактный двигатель «Yamaha» мощностью 3 л.с., более известный в водномоторной среде как «Malta» и четырехтактный «Tohatsy» мощностью 3.5 л.с.
Подплыв к берегу, с которого мне в руки передали «Мальту», я без усилий надел ее на навесной транец. Однако оказалось, для того чтобы зафиксировать ее на транце с помощью штатных струбцин, понадобится немного больше времени и труда, чем при установке любого другого подобного двигателя на обычный транец. Связано это с тем, что здесь сам транец устанавливается как бы поверх баллона, и расстояние между ним и краем транца весьма небольшое. Так что при заворачивании струбцин флажки немного задевают баллон. Но на подобных лодках от этого, к сожалению, никуда не деться. Радует то, что сделать это придется за весь выход на воду только один раз. Установку двигателя на транец я бы рекомендовал делать на берегу — так проще контролировать сам процесс закручивания струбцин. Итак, подвесной двигатель установлен, прогрет на холостых оборотах. Настало время проверить эту лодку на возможность движения под мотором.
При движении под мотором «BoatMaster» ведет себя достаточно предсказуемо. При нахождении в нем только одного человека без загрузки носовой части с ПЛМ мощностью 3 л.с. лучше всего пользоваться удлинителем румпеля, так как лодка плоскодонная и полных оборотов двигателя на нем лучше не давать — она тут же норовит встать на «свечку». Оптимальным режимом движения с одним человеком на борту без удлинителя румпеля здесь будет являться примерно 1/3 полного газа, при котором достигается отметка скорости 8 км/час по GPS, что не так уж и плохо для плоскодонной лодки. Когда же в лодку был посажен второй человек, который загрузил своим весом носовую часть , то при полных оборотах двигателя была достигнута отметка скорости в 10 км/час. При этом опять-таки не возникло никаких трудностей с управлением лодкой. Однако при посадке в лодку второго человека в ней стало тесновато.

Что касается второго двигателя, то, к нашему большому сожалению, он наотрез отказался работать после своей зимней консервации, так что полноценных данных об использовании четырехтактника на «BoatMaster» мы предоставить не сможем.
При установке надувного пола высокого давления air deck лодку как будто подменили. Ощущения от нахождения внутри стали совершенно другими. Так, высота осадки увеличилась примерно на 5см, что тут же было замечено как пассажирами, так и с берега. И второе — лодка стала гораздо легче не только по весу, но и по поведению на воде. Это в меньшей степени сказалось на использовании ее только в качестве гребной лодки, но под мотором управлять ею стало гораздо сложнее, так как она начала весьма ощутимо «играть». Стоять стало весьма проблематично, любая небольшая волна тут же отзывается вибрацией по всему корпусу, и стоящему человеку невольно приходиться ловить равновесие. Но что не отнять у пола air deck, так это удобство в применении — ведь для этого его достаточно просто расправить внутри кокпита уже надутой лодки и накачать до рабочего состояния, когда по плотности он мало чем уступает той же фанере. Если пользователь не намерен часто вставать внутри лодки и постоянно сидеть на банке, то это, безусловно, будет правильным выбором. Максимальная скорость с двумя людьми на борту составила 11 км/час. С одним человеком без загрузки комфортнее всего было двигаться со скоростью 8 км/час.
Подводя итоги нашего теста, считаю нужным сказать, что обновленная лодка «BoatMaster 300» показала себя на воде как надежное и весьма устойчивое (с жестким полом и в сидячем положении с airdeck) маломерное судно, обладающее хорошими эксплуатационными качествами. Причем я бы назвал ее лодкой для настоящих эгоистов, так как для одного крупного пассажира она предлагает максимум комфорта и удобств, на которые способны суда подобного класса, двум же крупным мужчинам в ней немного тесновато. Но и в этом случае в ней можно без проблем поместиться втроем и добраться до места назначения с подвесным мотором, даже если для этого предстоит пройти большое расстояние по крупному открытому водоему вроде Ладоги или Финского залива. Большой диаметр баллонов делает возможным такие переходы, даже если вода будет весьма неспокойной. Из недоработок, которые производители намерены устранить уже в самое ближайшее время перед сезоном, нужно указать небольшую длину леерной ленты, на которой крепятся плавающие банки — внутренняя длина бортов лодки позволяет ее продление еще минимум сантиметров на 20. Это позволит высоким (ростом более 180см) пользователям более комфортно чувствовать себя внутри кокпита. В тестируемом образце из-за этого приходилось выносить руку для держания румпеля ПЛМ далеко назад. Было бы не лишним перенести страховочный леер с внешней стороны борта наверх баллона, так как при нахождении внутри кокпита водителю или пассажиру не за что держаться. А в любой лодке всегда чувствуешь себя более уверенным и спокойным, если есть за что ухватиться свободной рукой. Таким образом, взвесив все «за» и «против» в отношении обновленного «BoatMaster 300», можно поставить ему твердую «4» по пятибалльной шкале за предлагаемые комфорт и удобства для пользователя. И «5» в отношении качества.

Материал подготовлен информационным агентством www.boatinfo.ru
Павел Прудников

Поделиться: