Надувная лодка и якорь.

,14 марта 2010

Надувная лодка, наиболее распространенное маломерное судно, которое используют рыболовы, туристы и охотники. Покупатели и посетители нашего сайта часто задают вопросы, касающиеся покупки и дальнейшей эксплуатации наших лодок.


Одним из таких является вопрос: Помогите выбрать якорь для надувной лодки ПВХ

В этой статье я постараюсь, хотя бы частично, ответить на этот вопрос.
Сначала небольшой экскурс в историю. За все время существования флота форма и конструкция якорей постоянно совершенствовалась. В настоящий момент известны и запатентованы около 2000 видов этих "устройств, служащих для удержания судна на месте во время стоянки в удалении от берега, а так же у необорудованного берега". К основным типам, так называемым якорям признанного типа, относятся:



Основное требование к якорю - это надежное закрепление судна на месте при воздействии волн, ветра или течения. Поэтому главной характеристикой якоря любого типа является его держащая сила, одним из основных параметров которой является масса якоря. Вес якоря либо рассчитывается по сложной формуле, либо определяется по таблицам. В конечном итоге получается, что для судна водоизмещением 500 кг требуется якорь 5-6 кг, а водоизмещением 250 кг- 2,5-3 кг и так дальше.

Правило первое- вес якоря примерно равен 10% от веса удерживаемого судна.
Второе правило, которое тоже работает - вес якоря = 1% от длины лодки (280-2,8 кг; 320- 3,2 кг).

Не только конструкция маломерного судна определяет, какой якорь следует использовать. Огромное значение имеют условия плавания. Тип донного грунта, наличие течения, ветра и волн в районе предполагаемого плавания.
Например Адмиралтейский якорь универсален ко всем типам грунта, но по сравнению с якорями других моделей имеет меньшую держащую силу. Якорь Дэнфорта при повышенной держащей силе имеет большие размеры, примерно так же обстоит дело с якорем Брюса (плуг) и якорем Холла. При этом, зарываясь в мягком донном грунте, эти якоря очень трудно поднять вручную, особенно это относится к якорю Дэнфорта. Так что же выбрать?
Обобщив информацию, полученную из глобальной сети и печатных изданий, можно определить якоря наиболее подходящие владельцам надувных лодок ПВХ.
Из признанных типов это якорь грибовидной формы американской фирмы "Attwood".


Имеет компактные размеры, что немаловажно учитывая небольшие внутренние размеры надувной лодки.

Из якорей, которые не входят в категорию признанных, наиболее часто используется на надувных лодках складной якорь-кошка.

Особенности конструкции этого якоря обеспечивают небольшие транспортные размеры, а так же исключает возможность повреждения корпуса надувной лодки в походном положении. На прилавках магазинов якорь-кошка самый распространенный. Он представлен массой от 1,5 до 12 кг, с увеличением массы по 0,5 кг и ценой от 300 до 1200 рублей. Якорь- кошка может использоваться практически во всех донных грунтах.

Мало поставить якорь, его еще нужно вытравить, иначе удовольствие от похода на воду превратится в высокобюджетное мероприятие. Особенно это актуально на закоряженных участках дна. Поэтому появилась еще одна разновидность якоря-кошки, но ее Вы не найдете в продаже. Таким якорем самоделкой пользуются опытные рыбаки. Смысл конструкции такого якоря состоит в том, что его рога выполнены из проволоки или арматуры толщиной 3-4 мм и при повышенной нагрузке они разгибаются.

Материал нужно использовать такой, чтобы лапы не могли легко гнуться. Количество лап рогов может быть от 4-х и более. В литературе мне встречались еще несколько вариантов простых и облегченных якорей, которые удобно использовать на надувных лодках. Якоря – зонт, колокол и обруч.

Я не буду подробно рассказывать, что многие владельцы надувных лодок используют в качестве якорей мешочки с песком или галькой, а так же просто обвязанные тросом камни и кирпичи. Как говорится «хозяин-барин».
Теперь поговорим о якорном канате. Каждый владелец надувной лодки рано или поздно встанет перед выбором, какой трос для якоря использовать. Материалы, из которых они изготовлены, могут быть натуральными (сизаль, пенька и пр.) и синтетическими (капрон, нейлон и пр.).
Синтетические материалы выгодно отличаются от натуральных, тем, что они при одинаковом сечении более прочные, не подвергаются гниению и более стойкие к воздействию солнца и воды. Поэтому остановимся на синтетике.
Основные характеристики толщина и прочность на разрыв. Якорный трос должен иметь значение разрывного усилия в 70 раз превышающего массу якоря. Поэтому трос, имеющий толщину 7-10 мм и усилие на разрыв более 1000 кг, несомненно, будет предостаточным.
Длина якорного троса для надувных лодок ПВХ должна быть не менее 4-6 величин глубины в предполагаемом месте плавания. Увеличение длины троса приводит к увеличению держащей силы якоря, поэтому если в районе предполагаемого плавания сильное течение или, возможен сильный ветер, лучше иметь трос с запасом длины.
Стопорить якорный трос на надувных лодках лучше не за леера, а за рым-рукоятку либо за рым-кольцо.
Как избежать потери якоря из-за его прочного закрепления в донном грунте.
Есть несколько способов:
  • К тренду (место крепления рогов) привязывается дополнительный трос(буйреп) на конце которого крепится кусок пенопласта. Он показывает место залегания якоря. В случае трудностей с поднятием якоря за основной трос вы поднимаете якорь не за веретено, а за тренд при помощи дополнительного троса.




  • Следующий способ требует достаточно большого опыта и изобретательности от владельца маломерного судна. Трос пропускается через кольцо-чеку, изготовленную из проволоки, лески и пр., что имеет нагрузку на разрыв 15-20 кг, которое закреплено в ухе веретена. Конец троса привязываем к тренду якоря. При сильном зацеплении резким рывком в сторону противоположном направлению залегания якоря мы рвем чеку и понимаем якорь за тренд. Крепление якорного каната к судну должно осущуствляться как можно ниже к форштевню.

Удачи Вам на воде и семь футов код килем!


www. flinc-shop.ru


В подготовке статьи были использованы рисунки и
материалы с сайтов fish-line.ru, poseidonboat.ru,
krugosvet.ru и "Спортивное рыболовство № 3 - 2007 г.

Поделиться: